Глубокой ночью в воскресенье мы, наконец,
добрались до стольного града, усталые и
вымотанные дальней дорогой и неоднозначностью
эмоций.
После такого отдыха нужен ещё отдых. (с),
как ни раз шипел хвост. Стандартная фраза после
любого похода 3 к.с. и выше.
Карелия встретила нас отсутствием воды в реках,
присутствием торчащих камней и неопределённым
положением прохождения препятствий. Перед походом
мы несколько раз просматривали видео всех порогов
Писты, обсуждая необходимость осмотра и траектории
прохождения с поправкой на среднюю воду.
Но мы не ожидали такого.
Нагромождение огромных камней, блестящих
на солнце полированными боками.
Тихое шипение некогда мощных струй.
Едва просматривающее основное течение,
скрывающее камни поменьше.В связи с чрезвычайно низкой водой, неоднородным
опытом группы и несгрёбанностью экипажей адмирал
принял решение смотреть все пороги.
Типичная тупкаДвадцать семь градусов выше ноля. Обеденное время.
Порог Солёный, 2 к.с. Чистые сливы, несколько траекторий
прохождения, на выходе прижим в скалу.
Два часа осмотра.
Мы с хвостом привычно спим. Нам хватило десяти минут
на выбор траектории и согласование действий.
Выходим парно - Адмирал с Антониной первыми,
мы - вторыми. Проходим заходную шиверу, встаём в
улово перед основным сливом. Вызываем по рации новичков.
— Валера, страховка готова?
— Страховка не готова.
— Сообщи, как будет готова.
Ждём десять минут. Затем ещё десять.
Курим.
—Валера, страховка готова?
Тишина.
Адмирал повторяет вопрос.
—Адмирал... ты не мог бы подойти? У меня есть вопросы по страховке.
Синхронный фейспалм двух экипажей.
Занавес.Попасть впросакПорог Межозёрный. Половина девятого вечера.
На наших глазах последовательно друт шкуру
на его камнях два катамарана комерции.
—Как пойдём? —спрашиваю хвоста. —Мне
не нравится этот слив. Слишком мелко. Сядем.
—По ходу пьесы разберёмся. Устал тупить на
порогах.
Через полчаса прочно сидим всем дном кормой
вперёд на камнях посреди порога. Впереди второй
слив. Вокруг шумит и плескается стиральная машина.
—Может, покурим?
—Читаешь мои мысли.
Через десять минут байда уходит в слив кормой вперёд.
Ещё через тридцать секунд садимся на камни второй раз
и ставим пару дыр на шкуре.
А ещё через сорок минут Валера едва не завязывает
свою байдарку вокруг камня на проводке.
Межозёрный пройден одним экипажем.От графика группа отстала где-то на четвёртый день,
когда утром не смогли собраться на воду. 12 часов
на воде предыдущего дня, недосып и перегрев сделали
своё дело.
ОпаздуныЧерез два дня втроём сидим на камушке на просмотре
порога Имисев. Дело движется к полуночи, начинаются
сумерки. Адмирал и хвост курят, чтобы не заснуть. Я курю
за компанию.
—До выброски с Писты 14 км и два порога. Мы должны быть
там через полтора часа, —усталый голос Адмирала. —Как вы
понимаете, это не реально. Связи нет, водитель нас ждать сутки
не будет.
Хвост кидает взгляд на вторую ступень Имисева. Струя мощная,
траектория слаломная.
—Проводим вторую ступень и встаём спать. В таком состоянии
прыгать 3 к.с. по низкой воде - ломать суда и, возможно, людей.
Через два с половиной часа выяснилось, что одна из Варзуг
продралась на первой ступени. Ещё 40 минут ремонта.
На шивере перед плёсом после Имисева усталый киль
Иры и Вани - сил нет ни у кого.В Керети воды ещё меньше, чем в Писте. Никто из троих —
ни я, ни хвост, ни адмирал —не узнаём пороги. Каждый
из нас был на этой реке в разное время и по разной воде, но
такого мы ещё не видели.
Порог Долгий, 2 к.с.—Ты уверен, что это "шиверы"? Это порог 2 к.с. Видимо,
начало Долгого, —хвост вытаскивает ноги из упоров, пока
остальные оценивают повреждения.
—Видимо, точка на GPS кривая. Пойдёте первыми, за вами -
Ваня с Ирой, а я буду шить эту дыру...
Выходим с хвостом в следующую ступень. Вокруг сплошные
камни. Перед сливом разворачиваемся кормой, гребя против
течения, находим самое глубокое место, разворачиваемся
обратно и уходим в слив, слегка задев камень.
Через двадцать минут наблюдаем последовательно сначала
киль Вани с Ирой, затем киль адмирала и Антонины. Второй
был особенно неприятным и по повреждениям, и по заплыву
экипажа. Антонине пришлось ломать карабин, чтобы вылезти
на воздух. Уже заполночь. Впереди еще два с половиной километра
порога, но за ними днёвка и нужно доплыть.После днёвки вечером мы наконец-то выходим на воду. До
Варацкого 1,5 км. У меня и у адмирала незакрытый гештальт по
этому порогу. Он в своё время шёл его отдельно от судна, я
же - отдельно от капитана, но в судне.
Варацкий—Эта вода все пороги испортила! —шипит хвост. —Такой
красавец был...
Стою на камушке перед основным сливом, высматриваю
траекторию. Внутри поднимается нехорошее предчувствие.
Что это? Отголоски прошлого или вопль интуиции?
—Вы идёте? — спрашивает адмирал. —Если идёте, то вы - первые.
—Пусть Сырь решает, - фыркает хвост. —Но я проводить его
не хочу —много мороки, проще его прыгнуть.
Я молчу, продолжая выискивать траекторию. Беспокойство
не отпускает.
—Не хочу его идти, —наконец, произношу тихо. —Там ещё
километр каменной шиверы после. Если нас положит, продрётся
не только Вьюн, но и мы.
Хвост кивает. Ему всё равно.
Снова смотрю траекторию, стараясь заглушить навязчивое
чувство. Порог 3у к.с. "У" означает "усложнённый". Посреди
порога высится каменный остров. Справа от него — слив канализации,
слева — нагромождение камней, с которых сливается основная струя.
Перед нами катамаран-четвёрка проводится по канализации.
Основной слив для них слишком узкий. Ровно на ширину байды.
Чистый, уходящий дальше в шиверу с локальными камнями.
"Левая дуга после слива, затем правая, чтобы уйти от камня..."
—Адмирал! —кричу в спину Максиму. —Готовь страховку! Мы
идём первыми.
Порог прошли чисто. За нами так же чисто его прошёл адмирал.
Без матроса, ибо матрос имеет немаленький вес. Гештальт закрыт,
впереди Краснобыстрый.Последний день перед выходом в Белое море. Мы уже не успеваем
дойти до острова Олений, решаем вставать на днёвку на Горелом
или на другом соседнем от него острове. Но впереди ещё Морской.
Команда радуется долгожданному дождю и радуге, протянувшейся
прямо по воде. Мы задеваем её носом байды, хвост радостно фоткает
волшебное зрелище.
У меня страшно болит голова.
Морской—Полтора километра. Рация снизу не добьёт. Ставим Валеру посередине,
будет передавать. Вы - вторыми. Сообщу, как пройду.
Морской порог ревёт в пятидесяти метрах от нас. Шивера с камнями,
высокими валами и уклоном в 40 градусов. 3 к.с., последний порог Керети
и один из красивейших на этой реке.
Завороженно смотрю на слив. Голова всё ещё болит.
—Адмирал, наверное, прошёл. Вы можете идти. —Валера прибегает
со своего поста, как всегда с уверенным выражением лица.
Смотрю на него недоумённо.
—Он тебе сообщил в рацию?
—Нет, но он ушёл десять минут назад...
Не знаю, в который раз мне захотелось прибить Валеру. Лица моих
сокомандников отражали то же чувство.
—Х**и тогда ты тут делаешь?! Сюда рация не добьёт, тебя туда
поставили не порогом любоваться. Марш на место и жди сигнала! —рявкаю
на балбеса. —Ты приказ адмирала слышал вообще?
—А чего ждать-то?! —Возмущается проклятие группы.
—Если адмирал там на камнях сидит, а мы пойдём, прибьёт
он не только тебя, но и нас! Хочешь второе внеочередное дежурство?
В который раз по гордости самого неопытного члена команды прошлись
без особой осторожности. Я понимала, что перегнула палку, но за
две недели знакомства с этим индивидуумом группа поняла одну
простую вещь: втолковать ему что-то можно либо посредством адмирала,
либо рявкнув на него хорошенько. По-другому информацию сей
субъект не воспринимал.
Вечером того же дня на стоянке на острове Кереть в Белом море
у меня обнаружилась температура 37,9. Что не помешало нам всей
группой собирать мидий и морские звёзды. В этом походе были не только пороги и выматывающие
переходы, нет.
Была морошка, которую мы собирали с ладонь, выбирая
только созревшие ягоды.
Была черника и голубика, из которой мы делали вареньку и
компоты.
Была походная баня на красивейшем песчаном пляже.
Была рыба, которую хвост коптил и жарил. И ловил, конечно.
Ведь всё было ради того, чтобы он смог половить морскую рыбу.
Было лунное затмение над Белым морем.
Были сваренные в котле мидии, которые мы грызли как семечки.
Было морское дно, похожее на ночное небо, усыпанное звёздами.
Были волны.
Была радуга.
Да, морально было тяжело. Физически было жарко. Но мы это
сделали.
Спасибо команде, адмиралу, хвосту и Карелии.
ГлоссарийГлоссарий
Осмотр порога - предварительное изучение структуры порога для определения траектории движения и места для установки страховки.
Прыгать [порог] - пройти [порог].
Канализация - не основная струя порога, обычно более мелкая и менее мощная.
Проводка - проведение судна вдоль берега порога в случае, если прохождение
порога слишком опасно или невозможно. Осуществляется одним или двумя членами экипажа, обычно по колено в воде, держа судно за ручку и направляя его таким образом. Суда при этом не разгружают.
Обнос [порога] - пронесение разгруженных судов по берегу по тропе вдоль порога в случае, если прохождение порога слишком опасно или невозможно.
Шивера - ускорение течения реки с подводными камнями. При этом на поверхности воды образуются валы разной высоты (в зависимости от общего уровня воды в реке, ширины русла и т.д.). Часто на шиверах имеются торчащие из воды камни.
Страховка - в нашем случае, страховка при помощи спас-конца, так называемой морковки. Один конец верёвки привязывается к дереву/камню, другой кидается спасаемому. Длина верёвки отмеряется таким образом, чтобы спасаемый снялся со струи и попал в улово.
Улово - место у берега реки с противоположенным течением по отношению к струе или же с отсутствием течения в принципе.
Слаломная траектория - ломанная траектория движения судна в пороге, с уходом от камней вправо или влево в определённый для этого момент. Считается сложным действием в зависимости от мощности струи, ширины русла, скорости течения и расположению камней.
Киль - сокращение от оверкиль. Переворот судна дном вверх.
Прижим - водная структура, когда основная струя на большой скорости бьёт в камень/скалу на берегу или посреди порога. Если судно вовремя не снять со струи, его ударит об этот камень/скалу всей силой течения. При этом возможен киль, поломка судна и травмы экипажа.
Заходная шивера - шивера перед основным сливом, знаменующая начало порога. Карельские пороги 2-3 к.с. обыкновенно выглядят так: заходная шивера, затем один или несколько основных сливов, после них выходная шивера. Затем может следовать вторая ступень порога с той же структурой. Также встречаются пороги 1-2 к.с., предоставляющие собой сплошную шиверу с неоднозначной траекторией движения.
Чистый слив - слив без камней.
Дуга - управляющий гребок, необходимый для поворота судна. В байдарке на два места осуществляется матросом (сидящим спереди). При этом капитан в тот же момент должен сделать обратный гребок - "отхват". В этой ситуации и нос и корма судна поворачиваются на необходимый угол.
Плёс - участки реки с медленным течением без порогов и шивер. Обыкновенно самые утомительные участки, когда скучно и ничего не происходит.