Крым открылся для нас как место невероятной, но не экзотической красоты. Мы попробовали всё, от барабульки и рапанов до Большой Севастопольской тропы и воды из местных родников. Прошлись по ЮБК от Ялты до Севастополя, с заездом на салют в Симферополь.
Горы и море Ялты, её парки и сады, уютные крутые улочки, маяки и виды из окон на отвесные скалы. И вся эта красота скрывает в себе обычный российский городок из 90х (в тех районах, куда обычно не забредают туристы).
Массандра оказалось не просто кладовкой для вкусных вин, но содержала в себе интересную экскурсию с рассказом о том, как производят вино, и внезапно насыщеной эпитетами дегустацией. Мы увезли оттуда в рюкзаках шесть бутылок, пять из которых - любимый хвостом белый мускат Красного камня.
В Севастополе полдня бродили по развалинам Херсонесса. Века истории этого места буквально затапливают с каждым часом прогулки. Ступени амфитеатра, стены и узкие осыпавшиеся колодцы рядом с ним, контуры древних домов, античная и византиская выставки, на побережье снова контуры домов, чайки и море. Пласты эпох один на другой нанизаны на нити времён, а вместе с ними и народы - греки, скифы, византийцы. Сколько же ты вынесла, Таврида, сколько богов и людей ходили по твоей земле, любовались твоими скалами, вдыхали артоматы диких цветов и трав смешанных с солёным морским ветром. Огромных христианский храм и статуя местного крестителя с фанатичным взглядом кажутся органичным завершением истории этого места. Люди селились здесь веками, строили один дом на развалинах другого, более древнего. Теперь же эти места принадлежат музею. И мне почему-то хочется верить, что однажды тут снова будут жить люди, просто и без обычного для нашего времени размаха. Строить невысокие дома с погребами, ловить рыбу под крики чаек. Чтобы улицы древнего города были живы так же, как были они живы много сотен лет до музея.
На Фиоленте нас застал ветер. На секунду мне показалось, что я под водой и задыхаюсь, настолько он был силён и вездесущ. У подножья мыса высокий клык, торчащий из воды, и огромные волны, с оглушительным шумом разбивающиеся о него. Зрелище настолько же прекрасное, насколько страшное. Лестница к пляжу узкая, высокая и опасная. При таком ветре спуск представился нам слишком опасным предприятием, и мы решаем сбежать в уютные леса, под защиту дубовых крон.
На вершину Ильяс Кая мы попали случайно, просто шагая вверх по Большой Севастопольской тропе в окрестностях Ласпи. Тропа хорошо размечена и подготовлена для походников, есть оборудованные стоянки и родники. Но нам где поставился, там и стоянка - костров не разжигаем, мусор не бросаем, палатка неприметного зелёного цвета, удачно сливающаяся с листвой. Ходить по тропе - одно удовольствие, в компас тупить не нужно, в карту тоже, идёшь от одного информационного столба до другого, любуешься видами. Даже хвост, никогда толком пешком не ходивший, оценил как процесс, так и результат. По дороге встретили знакомых горников, шагающих аж от Ай Петри. Пожелали друг другу хорошей дороги. Увы, сделать больше одного отрезка - от поворота на Ласпи до Байдарских ворот - пройти мы не смогли из-за времени, решили спускаться в Форос.
В Форосе на остановке меня окликнул знакомый альпинист, тренирующийся на местных скалах. Так мы застряли в Форосе на пару дней, половили рыбку, полюбовались играющими в воде дельфинами, помедитировали на море. Я вдоволь наобнималась с секвоями, погладила бархатные дубы, покурлыкала с чайками. Тихий и уютный прибрежный посёлок с видами на скалы и чудесным заброшенным парком показался нам прекрасным местом для того, чтобы остановиться и предаться созерцанию.
В Симферополе парой дней спустя я впервые за много лет увидела салют на День Победы. Обычно в этот день вокруг леса и реки, а впереди ещё километры маршрута, но в этот раз огромные и яркие цветы в чёрном южном небе, песни, танцующие люди. Наутро перед отъездом хвост нашёл для меня полтора литра настоящего коровьего молока, вкусного и жирного. Довольство переросло все мыслимые пределы и даже неудобства местного транспорта уже не смогли испортить мне настроение.
С собой мы привезли ворох незакрытых гештальтов: морской каякинг, морская рыбалка, две тропы - Большая Севастопольская и Боткинская, пещерные города, Судак и несколько неосмотренных маяков. Это всё стоит того, чтобы приехать сюда снова.